КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ










Андрей Рублёв и духовные корни России.











Проблема психофизической рекреации детей в режиме учебы и отдыха.











Культура, общество, образование.











Вибрационное осознание - основа безопасности жизнедеятельности. Безопасный учебный процесс.











Формирование методологических знаний и умений учащихся как основы самопознания и саморазвития











Опыт самореализации в педагогической деятельности










Йога

Сахаджа йога — осязаемый опыт, который может привести к прорыву в человеческом понимании мира.








Шри Матаджи Шривастава
Шри Матаджи Шривастава — основательница Метанауки.



на первую страницу


Медико - биологич. исследования



Практическое здраво-
охранение



Психология и социология



История и философия



Культура и образование



Экология



Разное




Проблема психофизической рекреации детей в режиме учебы и отдыха.



   
Састамойнен Т.В.
- кандидат педагогических наук, доцент Государственной академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. (С.-Петербург, Россия).
Солодянкин А.С. - преподаватель (Тольятти, Россия).

Сегодня проблема укрепления здоровья детей, повышения уровня их физической подготовленности, приобщения их к здоровому образу жизни является одной из наиболее острых проблем социальной политики, так как известно, что здоровье людей - социальная проблема, поскольку образ жизни является доминирующим фактором, определяющим в совокупности и физическое, и психическое, и нравственное здоровье человека. Поэтому весьма важным является выбор средств и методов оздоровления в психофизической рекреации детей. В последние годы наблюдается увеличение многообразия форм и средств физкультурно-оздоровительной деятельности и рост интереса к нетрадиционным для нашей страны древневосточным оздоровительным системам: йоге, восточным единоборствам, ушу, цыгун и т. д. Включение в сферу физической культуры аутогенной тренировки, медитации, йоги, которые совсем не содержат в себе двигательной активности, является характерным признаком расширения ее содержательного пространства. В научном плане проблема интеграции нетрадиционных форм и средств физической культуры в отечественной системе физического воспитания является практически неразработанной. Наши исследования направлены на адаптацию оздоровительной системы Сахаджа йоги в практику физической рекреации нашей страны. Современная теоретическая физика показала, что научное мышление не обязательно должно быть механистическим, научные публикации об энергоинформационной структуре человека подводят к тому, что специалисты оздоровительной физической культуры должны расширить свои горизонты, сместив фокус с развития лишь двигательных навыков, на здоровье, воздействуя на организм как единое целое, где физический и психологический аспекты взаимосвязаны единой энергоинформационной структурой.

Оздоровительная система Сахаджа йога рассматривает человеческий организм с позиции холического подхода, со всеми его физическими, психическими, эмоциональными, социальными и духовными проблемами, состояние которых весьма важно для баланса энергоинформационной структуры (U. Rai, 1996; Т. В. Састамойнен, 1998, 1999). Целью использования оздоровительной системы Сахаджа йоги в физической рекреации является активизация резервных энергий организма, достижение баланса энергоинформационной структуры человека, и как следствие укрепление здоровья, профилактика психологического стресса, воспитание гармоничной личности, приобщение к здоровому образу жизни. Оздоровительная система Сахаджа йога интегрирует все виды йоги, применяя в своей практике медитацию, физические упражнения - асаны, дыхательные упражнения - пранаяму, естественные факторы природы для очищения и закаливания физического тела и его энергоинформационной структуры. В течение 1992-2000 года в городах Тольятти и Набережных Челнах нами были проведены исследования в детских коллективах (в условиях учебы и летнего отдыха) для выявления воздействия оздоровительной системы Сахаджа йоги как метода психофизической рекреации на функциональное и психоэмоциональное состояние организма детей, их интеллектуальное и духовное развитие. В эксперименте приняло участие 276 детей, из них 147 - практикующих Сахаджа йогу. В данной статье рассматривается воздействие медитационной практики Сахаджа йоги.

Воздействие медитационной практики по методу Сахаджа йоги исследовалось с 1992 по 1996 год в начальных классах школы Подстепок (пригород Тольятти). Учительница 4А класса (стаж занятий Сахаджа йогой 3 года) с разрешения родителей проводила пятиминутные медитации до начала уроков и после их окончания. Контрольную группу составили 4Б и 4В классы. Результаты фиксировались в начале и конце учебного года в течение четырех лет независимыми экспертами: педагогами, психологом и медиком данной школы. Анализ проводился по следующим показателям: динамике заболеваемости; динамике показателей вербально-логического мышления; динамике показателей невербального интеллекта, а также по результатам адаптированного для детей теста Кэттела. Полученные результаты обработаны методом математической статистики по формулам, используемым для расчета малых выборок (среднее арифметическое, стандартное отклонение, достоверность по критерию Виконсона).

Таблица 1
Динамика заболеваемости детей (1992 - 1996 годы)
"Э" - экспериментальный, "К" - контрольный.

Класс Общее кол-во пропущенных дней. Среднее кол-во пропущенных дней на 1 человека Количество случаев простудных заболеваний Общее количество случаев заболеваний Общее кол-во случаев заболеваний на 1 человека
"А" (Э) 134 12,1 15 101 9,4
"Б" (К) 157 13,0 19 121 10
"В" (К) 145 20,7 18 107 14,4

Анализируя данные таблицы можно констатировать, что дети экспериментальной группы реже болели и быстрее выздоравливали благодаря активизации внутренней резервной энергии и саморегуляции энергоинформационной структуры.

Динамика развития невербального интеллекта отражена в таблице 2.

Таблица 2
Динамика развития невербального интеллекта.
Уровень развития: "А" класс "Б" класс "В" класс
1992 1995 1992 1995 1992 1995
высокий 18 % 36 % 8 % 13 % 14 % 0 %
средний 55 % 46 % 62 % 80 % 14 % 14 %
низкий 27 % 18 % 30 % 7 % 72 % 86 %

У учащихся экспериментального класса в конце третьего класса наблюдался более высокий уровень невербального интеллекта по сравнению с контрольными классами, что позволяет утверждать, что , активизация внутренней резервной энергии путем медитационной практики Сахаджа йоги способствует развитию невербального интеллекта.  

Показатели вербально-логического мышления отражены в таблице 3.

Таблица 3
Динамика развития вербально-логического мышления.
Показатель вербально- логического мышления "А" класс "Б" класс "В" класс
1994/95 1995/96 1994/95 1995/96 1994/95 1995/96
высокий 20 % 27 % 15 % 13 % 0 % 0 %
средний 70 % 73 % 70 % 74 % 100 % 86 %
низкий 10 % 0 % 15 % 13 % 0 % 14 %
средний балл 12,6 24,73 11,38 24,0 10,14 21,29

В течение эксперимента было выяснено, что наиболее высокие показатели вербально-логического мышления имеют учащиеся экспериментального класса, что также подтверждает благоприятное воздействие медитационной практики Сахаджа йоги на развитие интеллектуальной сферы детей.

По результатам проведения опроса по адаптированному детскому личностному опроснику Р. Кэттела в 4-х классах была составлена таблица.

Таблица 4
Тест Кэттела
класс/
фактор
A B C D E F G H J O Q3 Q4
"А" (Э) 5,64 4,73 4,64 4,75 4,45 4,55 6,91 5,18 6,4 6,18 6,82 4,91
"Б" (К) 4,2 4,13 3,67 6,4 5,53 5,07 5,13 3,13 6,13 7,40 5,20 7,07
"В" (К) 3,29 2,86 4,57 6,57 6,29 3,29 4,86 3,43 7,43 7,29 5,29 5,71

Из данных, приведенных в таблице можно констатировать, что:

  1. В экспериментальном классе выше чем в контрольных показатель открытости, доброжелательности, общительности, участливости (фактор А).

  2. В экспериментальном классе ниже чем в контрольных показатель возбудимости, что характеризует детей как более эмоционально уравновешенных, неторопливых, сдержанных (фактор D).

  3. В экспериментальном классе выше чем в контрольных классах показатель добросовестности, ответственности, целеустремленности, аккуратности (фактор G).

  4. Фактор Н отражает особенности взаимоотношений ребенка со взрослыми. В целом дети экспериментального класса в сравнении с детьми контрольных классов, более непринужденны и смелы в общении, легче вступают в контакт со взрослыми.

  5. В экспериментальном классе ниже чем в контрольных показатель тревожности, что характеризует данных детей как более спокойных и оптимистичных по сравнению с детьми контрольных классов (фактор О).

  6. Более высокий показатель по фактору Q3 в экспериментальном классе может быть рассмотрен как лучшая социальная приспособленность, более успешное овладение требованиями окружающей жизни, более высокий самоконтроль детей данного класса.

  7. В экспериментальном классе более низкий по сравнению с контрольными классами показатель напряженности (фактор Q4), что говорит о большем спокойствии, расслабленности, невозмутимости детей данного класса.

Таким образом, включение кратких 5-10 минутных Cахаджа йога медитаций в режим учебного дня, как метода психофизической рекреации способствует гармоничному развитию личности, снижению психоэмоционального напряжения, развитию интеллекта.

На втором этапе нашего исследования - 1998-2000 годы была апробирована оздоровительная система Сахаджа йога в практике психофизической рекреации после учебного дня в лицее № 57 города Тольятти. В эксперименте участвовали 11 девочек и 8 мальчиков, практикующих Сахаджа йогу - экспериментальная группа, и 10 девочек и 10 мальчиков контрольной группы в возрасте 12-13 лет.

Физиологические аспекты йоги исследовались многими учеными (Д. Эберт, 1999; U. Rai, 1996; Udupa К. Н. и другие), которые выявили положительное воздействие практики йоги на основные физиологические системы: сердечно-сосудистую, дыхательную, эндокринную. В начале и в конце учебного года было оценено состояние основных физиологических систем (сердечно-сосудистой, пищеварительной, эндокринной, паталогии X, А-кровотока, R-плотности ткани) в баллах по методу компьютерной электроструктурографии, разработанному д. т. н., академиком С. А. Куделькиным. Анализ полученных результатов показал значительное улучшение регуляции основных физиологических систем в экспериментальной группе (кровотока на 0,49 бал., плотности ткани на 0,41 бал., пищеварительной системы на 0,15 бал., сердечнососудистой системы на 0,16 бал., эндокринной - 0,13 бал.). В контрольной группе видимых изменений в регуляции основных физиологических систем не произошло. Психоэмоциональное напряжение оценивалось по тесту - шкала личностно-реактивной тревожности Ч. Спилбергера - Ю. Ханина. В течение учебного года произошли следующие изменения в показателях теста: высокий уровень личностной тревожности снизился на 14 % (с 30 % до 16 %) в экспериментальной группе и на 4 % (с 35 % до 31%) в контрольной группе; умеренный уровень личностной тревожности увеличился на 4 % (с 55 % до 59 %) в экспериментальной группе и на 1 % (с 57 % до 56 %) снизился в контрольной группе; низкий уровень личностной тревожности увеличился на 10 % (с 15 % до 25 %) экспериментальной группы и на 5 % (с 8 % до 13 %) контрольной группы. Высокий уровень реактивной тревожности снизился на 11 % (с 15 % до 4 %) экспериментальной группы и на 9 % (с 18 % до 9 %) контрольной группы; умеренный уровень реактивной тревожности снизился на 2 % (с 45 % до 43 %) в экспериментальной группе и увеличился на 5 % (с 58 % до 63 %) контрольной группы; низкий уровень реактивной тревожности увеличился на 13 % (с 40 % до 53 %) в экспериментальной группе и на 4 % (с 24 % до 28 %) в контрольной группе. Воздействие оздоровительной системы Сахаджа йоги на саморегуляцию поведения детей в результате активизации резервных энергоинформационных торсионных полей оценивалось по показателям уровня эмпатийных тенденций (тест А. Меграбяна - Н. Энштейна). В констатирующем эксперименте нами выявлен приблизительно одинаковый процент детей с низким уровнем эмпатийных тенденций. В течение эксперимента эти данные изменились следующим образом: число детей с низким уровнем эмпатии снизилось в экспериментальной группе на 16 % (с 23 % до 7 %), в контрольной группе осталось на прежнем уровне (21 %); низкий уровень с тенденцией к среднему вырос на 5 % (с 27 % до 32 %) в экспериментальной группе и снизился на 1 % (с 33 % до 32 %) в контрольной группе; средний уровень эмпатии повысился на 4 % (с 27 % до 31 %) в экспериментальной группе и на 1 % (с 49 % до 41 %) в контрольной группе; средний уровень с тенденцией к высокому вырос на 4 % (с 18 % до 22 %) в экспериментальной группе, в контрольной группе остался на прежнем уровне (6 %); высокий уровень эмпатии вырос на 3 % (с 5 % до 8 %) в экспериментальной группе, в контрольной группе он не проявлен совсем. Следовательно, дети, практиковавшие Сахаджа йогу стали более сострадательны, общительны.

Таким образом, применение оздоровительной системы Сахаджа йоги в практике психофизической рекреации в режиме учебы и отдыха детей, способствует дальнейшему развитию холического подхода в воспитании и оздоровлении личности: активизирует саморегуляцию основных физиологических систем организма, снижает психоэмоциональное напряжение после учебного дня и в течение его, воспитывает эмпатийные качества личности. Следовательно, оздоровительную систему Сахаджа йога можно рекомендовать как эффективный метод психофизической рекреации и гармоничного развития детей.

Литература:

  1. Шривастава Н. Метасовременная эпоха.- М., Издательство "Московский союз Сахаджа йогов", 1998.- 298 с.

  2. Rai U. Medical Science Enlightened. - Life Eternal Trust, New Delhi, 1996.

  3. Састамойнен Т. В. Исследование феномена духовно-оздоровительной системы Сахаджа йоги // Научные исследования и разработки в спорте. Вестник академии им. П. Ф. Лесгафта. Вып. № 1.- Санкт-Петербург, 1998.- с. 37-44.

  4. ЭбертД. Физиологические аспекты йоги.- Санкт-Петербург, 1999.

  5. Шапаренко Т. Л. Живительная сила цыгун.- М.: Мол. гвардия RЕТОRIКА-А, 1997.- 176 с.

  6. Пучко Л. Г. Многомерная медицина. Система самодиагностики и самоисцеления человека. 3-е изд., доп.- М.: "Книжный дом" "АНС", 2000. - 384 с.



наверх




Информационная поддержка сайта: Антипин Дмитрий, e-mail: adv@dio.ru
© Copyright 2001–2004 Шри Матаджи Нирмала Деви, Сахаджа Йога. Все права защищены. Проект "Чистое знание"


Developed with Treastal