КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ










Андрей Рублёв и духовные корни России.











Проблема психофизической рекреации детей в режиме учебы и отдыха.











Культура, общество, образование.











Вибрационное осознание - основа безопасности жизнедеятельности. Безопасный учебный процесс.











Формирование методологических знаний и умений учащихся как основы самопознания и саморазвития











Опыт самореализации в педагогической деятельности










Йога

Сахаджа йога — осязаемый опыт, который может привести к прорыву в человеческом понимании мира.








Шри Матаджи Шривастава
Шри Матаджи Шривастава — основательница Метанауки.



на первую страницу


Медико - биологич. исследования



Практическое здраво-
охранение



Психология и социология



История и философия



Культура и образование



Экология



Разное




Культура, общество, образование.



   
Н.А. Люрья
 — кандидат пед. наук, Томский государственный педагогический университет.

Проблемы современного общество все острее ставят перед каждым человеком задачу самоопределения, выработки своей активной жизненной позиции, нравственного выбора. Определение собственных ценностных ориентации, отношения к своим традициям и культуре, прошлому и будущему — все это становится не абстрактной теорией, а насущной потребностью сегодняшнего дня, от чего зависит выживание всего человечества. Необходим новый тип культуры, ориентированный на человека, на гуманные ценности общества. Необходимо новое образование, сохраняющее все лучшее из накопленных традиций и создающее адекватные принципы вхождения молодого поколения в новую эпоху.

Известно, что культура оказывает большое влияние на развитие, реформирование, совершенствование системы образования, особенно в кризисные эпохи в определенные исторические периоды. Например, изменение в культуре прошлого на заре существования человечества, когда традиционный опыт поколений уже не мог воспроизводиться усилиями отдельной семьи, привели к созданию института образования: была выделена определенная сфера со своим уставом, учреждениями, должностными лицами — педагогами. Накопившиеся за тысячелетия знания, трудовой опыт, наблюдения за природой, открытия требовали систематизации, концентрации, сохранения и его использования. Механизмом, осуществляющим эти функции, до сих пор служит возникший социальный институт образования со своими средствами и методами. Характерным признаком этого явления служит то, что семья с этого момента не может полностью взять на себя ответственность за подготовку детей к жизни в обществе.

Другой пример касается реформы образования в позднее Средневековье. Система образования в Средние века была представлена церковью и осуществляла религиозное воспитание. Семейные традиции передавали трудовые навыки в ремесле, сельском хозяйстве, производстве. Всем известные изменения в культуре потребовали реформы образования. Культурные события в жизни общества, оказавшие влияние на реформу, следующие: а) возникла экспериментальная наука; б) был открыт новый континент Америка; в) было изобретено массовое тиражирование знания — книгопечатание; г) была открыта классно-урочная система в педагогике. Вследствие великих географических открытий возросла интенсивность торговли с Китаем, Индией и другими странами. Возникла необходимость в таких кадрах, как кораблестроители, моряки, картографы, инженеры, математики, которых не готовила церковь. Купцы нуждались в особом образовании, опирающемся на реальные знания, помимо священных текстов. Все это привело к. качественному изменению системы образования. В первую очередь изменилась цель образовательной системы: подготовка души человека к вечной жизни (цель церковной системы) сменилась на светскую — освоение универсума земной жизни. Это повлекло качественное изменение содержания образования и, следовательно, его форм и методов. Индивидуальное обучение ученик-учитель сменилось на массовое классно-урочное. Образование из нравственного превратилось в профессиональное, то есть оно должно было давать индивиду профессию. Это предполагает всеобщую грамотность, поэтому в образовательном институте выделяются ступени: начальная, средняя, высшая, которые функционально охватывают все общество.

Что происходит при этом в культуре? Реформа позволила вывести систему ценностей из сферы института образования. Действительно, содержание профессионального образования обладает такими характеристиками как: объективность, общезначимость, научность и оно безразлично к ценностям индивида, класса, общества. Наука не содержит внутри себя этики. Современный ученый может находить смысл жизни в поиске истины и не заботиться о последствиях, результатах использования его идей, даже если они грозят привести к гибели всю планету. Это объективное следствие процесса дифференциации сфер жизни при исчезновении единства ценностей и норм. Система ценностей общества, конечно, задает ориентацию образовательному институту, но он получает возможность быть автономным по отношению к ней. Система ценностей формируется в сфере культуры и передается существующей в обществе традицией. Например, хотя светский образовательный институт в 18-19 веках качественно отличался от церковного, однако на систему ценностей продолжало активно влиять христианство во всех западных странах. Известно, что при поступлении в Оксфордский и Кембриджский университеты студент должен был подписать 39 статей, требуемых англиканской церковью; нонкомформисты в университет не допускались. При получении ученой степени снова требовалось свидетельство о вере.

Однако влияние христианства на ценности западного общества в наше время приобретает формальный характер. Новые ценности возникают под влиянием развития капитализма, в результате чего сформировался современный институт демократии и права, который запад пытается распространить на весь мир, и он немало преуспел в этом, если иметь в виду Россию. В культуре современного российского общества четко выражена ориентация на западный стиль жизни. Но не все замечают, что западный стиль жизни порождает глобальные проблемы такие, как экологический кризис, наркобизнес, терроризм, фундаментализм и т.д. Не секрет, что рыночная экономика развитых стран поддерживается за счет эксплуатации ресурсов стран «третьего мира». Поэтому западная демократия — это детально разработанный механизм существования общества с перенесением своих проблем на всю планету в целом, и заимствование западной идеологии приводит к разрушению традиционных обществ. Подробный анализ влияния западной культуры на современное общество и его ценности дан в книге «Метасовременная эпоха» Нирмалы Шриваставы. [1].

Например, возьмем наиболее привлекательную для нас идею свободы. Что означает так называемая свобода в свободном обществе? Свобода — это свобода от принуждения. Но в Западных странах стремление быть современным, модным, придерживаться передовых взглядов делает людей зависимыми от предпринимателей. Люди принуждены покупать вещи, если только они имеют модный ярлык. Они тратят деньги и время на то, чтобы из соображения престижа носить только модную одежду. В этом безудержном стремлении гоняться за фетишем тратится вся жизнь, которая превращается в спектакль абсурда. По словам Н. Шриваставы, такая свобода больше похожа на переход от одного рода рабства к другому. Как только человек пристрастился к моде, он привыкает к поверхностному образу жизни, и его внимание постоянно занято тем, какую новую несуразность выбрать. Излишняя потребность в сырье для поддержания так называемого "выбора» , истощает ресурсы Земли, создавая экологические проблемы. Высочайшую истинную свободу западные страны заменили на деньги. Еще Лютер совершил революцию, опираясь на представления о чести и совести, критикуя злоупотребления церкви, ее стремление к обогащению. В наше время деньги заражают все виды так называемой духовности западного мира. Большинство религий используют эту ориентацию на деньги и на власть.

Наихудший тип свободы, от которого страдает западное общество, — это свобода вести аморальный образ жизни. Свобода вседозволенности влечет самые ужасные вещи современного мира: убийства, насилие, предательство. Свобода выбора становится особенно разрушительной, когда входит в сферу брака. В результате этого разрушаются семьи. Дети не получают любви, руководящего влияния родителей, потому что они слишком заняты погоней за модой, деньгами, престижем. В раннем возрасте дети, не получая достаточно родительской любви, входят в сферу безнравственности. Средства массовой информации фокусируют внимание на насилии и сексе. Когда дети должны просто наслаждаться в раннем возрасте жизнью, полной радости и невинности, им агрессивно навязывают безумные идеи насилия и секса. К этим негативным явлениям ведет попрание хорошо испытанных вековых моральных устоев цивилизованной жизни [1].

Ориентировка на западный стиль жизни, на ценности западного общества разрушающе влияет и на российское общество. Культура в любом обществе — это результат его истории. Она отражает отношение человека к нравственным нормам, идеалам, целям и ценностям. Бездумное, безответственное отношение к общечеловеческим ценностям, разрушение вековых устоев подрывает самый фундамент нашего общества. Культура, по словам Г. Померанца, "живой след достойно прожитой жизни». По словам Г.И Петровой, «Культура в отличие от цивилизации, это развитие Духа и совершенствование, преображение души через приобщение к Богу» [2]

В современных условиях нестабильности российского общества на образовании лежит особая роль гаранта будущего, решающего фактора сохранения культуры, упрочения мира и развития всех сфер жизни. Но сегодня при всем многообразии дифференцированности форм, методов и содержания ему не хватает стержневой основы, мировоззренческого ориентира, того, что дает культура любого общества. Ведь по сути образование — это нечто более глубокое, чем то, что мы учим и после уроков забываем. Образование — это то, что остается в человеке после обучения, что дает ему равновесие, устойчивость, гармонию с миром и обществом. При этом огромную роль играют нравственные ориентиры. Однако современное образование нацелено только на продвижение в карьере, прогресс и достижение материальных благ. Не осознается подлинное значение духовных ценностей, что именно они дают ту нравственную опору, на которой строится прогресс. Бесспорным преимуществом советской образовательной системы было обеспечение гармоничного единства, воспитания и обучения в школе с мировоззренческими основами жизни общества. Именно это единство создавало противодействие негативным явлениям в обществе.

Мы спокойно и безучастно относимся к разрушению основ нашего общества. Например, в физико-техническом институте Ленинградского госуниверситета мемориальные доски, украшающие стены института и посвященные нашим соотечественникам — великим ученым мирового значения, таким как Курчатов, И.Е. Тамм и др., унесены и сданы на металлолом. Таким образом воспитывается патриотизм к своему Отечеству!

Или проблема наркомании. При обсуждении этой проблемы на радиопередаче были представлены различные точки зрения на эту проблему: семьи, больного наркомана, специалиста-нарколога, психолога, общественности. Были высказаны такие мнения; что ответственность за употребление наркотиков лежит на самом человеке и его семье; что семья должна осуществлять жесткий мониторинг поведения подростка; что наркомания выгодна государству (наркомафии); что наркоман — не больной, а преступник, и отмена наказания за употребление наркотиков — преждевременна; что их нужно присуждать к смертной казне, а их лечение — это лечение паразитов на теле государства. Мать в полной безысходности, не знает куда обратиться, нет средств на лечение, а если лечение проведено, то оно безуспешно. Наркоман высказал свое мнение, что он не может устроиться на работу после реабилитации, что отношение к нему в обществе негативно. Специалист-нарколог объяснил, что происходит с мозгом человека при употреблении наркотиков и утверждал, что биологически наркомания не излечима, потому что изменяется характеристика рецепторов человека, они перестают реагировать на внутренние морфиноподобные вещества, реагируют только не. внешний морфий. Нет точно отработанных методик, чтобы люди, получившие лечение, длительно получали помощь специалистов. Каждая из позиций имеет объективное основание для того, чтобы с ней считались. Так где же выход из положения и кто должен решать эту проблему: государство или сам человек? Создаются различные фонды, социальная защита, строится определенная социальная политика, тратятся огромные средства на лекарства, лечение, реабилитацию. Все внимание общества уделяется по существу искалеченным душам. Это конечно гуманно, но почему не посмотреть в корень проблемы и не принять превентивных мер, прежде всего со стороны государства. Конечно, семья ответственна за воспитание детей, но когда семейные устои нарушаются, когда в обществе не вырабатываются соответствующие моральные нормы, не предпринимаются достаточные меры пресечения или наказания, нет позитивно ориентированной деятельности, которая создает внутреннюю устойчивость, семья не может взять на себя ответственность за всю культуру в целом. Семья полностью несла ответственность за воспитание ребенка только в первобытном обществе. При выделении образовательного института эта ответственность была разделена между государством, образованием и родителями. Именно государственное образование, когда подросток еще не является зрелым гражданином, должно сохранить присущие нашему обществу ценности посредством соответствующего воспитания.

Разрушение идеологической основы советского государства вовсе не означает, что эта основа должна отсутствовать у современного подрастающего поколения. Нравственными ориентирами российского общества служили: сохранение древних традиций, широта души, воспитание таких качества, как трудолюбие, стремление к справедливости, равноправию, сотрудничеству, творческая смекалка, патриотизм, честь и достоинство, чувство долга, терпимость к чужой культуре, уважение к традиционным нормам в семье, старшему поколению, естественное чувство скромности и целомудрие, которые в традиционных обществах создают основу нравственности, личного и семейного счастья. Современная школа занята инновациями и борьбой за звание «экспериментальной площадки». В ней не думают о воспитании личности, гражданина российского общества. Миф об особой культуре подростков, равноправной с культурой взрослых, приводит к тому, что когда авторитет родителей и учителя ослабевает, ребенок идет по пути наименьшего сопротивления, так как не обладает внутренним сопротивлением пропаганде, рекламе. Школа предоставляет детям широкий простор для выбора инновационных курсов. Однако в сфере нравственности подросток еще не созрел для свободы выбора, на то он и ребенок, что находится под влиянием взрослых. Не имея в себе устойчивого стержня, который должно давать образование в виде нравственного воспитания, он находит то, что доступнее и сильнее действует на воображение и психику, подпадая под влияние сомнительных друзей, улицы, дельцов, торговцев наркотиками.

Таким образом, при создании превентивных мер для пресечения негативных явлений общества огромное влияние имеет воздействие культуры на систему образования, а в свою очередь — восстановление нравственного воспитания в существующей образовательной системе. Что дает сегодня образование? Должны ли будущие физики гордиться достижениями отечественных ученых, которые действительно внесли вклад в мировую науку, на основе работ которых строится наша экономика и промышленность? Что назвать патриотизмом? Или выбросить всю идеологию и ввести еще бесконечное количество инновационных программ, которые сегодня считаются модными? Если продолжать слепое подражание западному образцу демократии, без учета специфики русской действительности, то в результате осуществляется не свобода личности, а вседозволенность владеющих властью, не защита прав — а объединение криминальных структур по принципу: «ты — мне, я — тебе».

Таким образом, в современных социальных условиях, когда образовательная активность захватывает почти все сферы жизни человека, распространяясь на свободное время и сферу досуга, чрезвычайно важно обеспечить гармоничное сочетание личных целей ученика и социально значимых целей общества во взаимодействии культуры и образовании. Необходимо, наконец, отдать себе отчет, что безоглядное копирование западных образцов в образовании недопустимо, необходимо уважать традиционные ценности российского общества, задающие нравственную основу, гармонию в семье, стабильность и высокие моральные ценности в обществе, способные противостоять антигуманной индустрии Запада и разрушению личности.

ЛИТЕРАТУРА
1. Нирмала Шривастава, Метасовременная эпоха./ Пер. с англ. М., 1998.-298с.
2. Петрова Г.И. Русская традиция понимания человека как фактор возрождения российского образования // Образование в Сибири 1994, Ла 1(0), с. 128-136.



наверх




Информационная поддержка сайта: Антипин Дмитрий, e-mail: adv@dio.ru
© Copyright 2001–2004 Шри Матаджи Нирмала Деви, Сахаджа Йога. Все права защищены. Проект "Чистое знание"


Developed with Treastal