Прошина О.И. - учитель русского языка и литературы, методист, Новосибирск, Россия.
В каждой более или менее сформировавшейся системе образования существуют свои основополагающие нормы, принципы, правила, которые определяют качество обучения и воспитания. Законы и принципы традиционной системы обучения в течение продолжительного времени воздействия на психику ребенка вырабатывают в нем "иждивенческий" настрой, поскольку учащийся является не субъектом активной познавательной деятельности, а объектом управления.
Постоянное давление, жестко заданная программа "прохождения" материала, оценкомания приводят к тому, что учащиеся становятся не способными к работе без постоянной стимуляции извне. У школьников формируется крайне низкий уровень мотивации, нет умения вырабатывать внутренние цели-мотивы учебной деятельности, умения работать самостоятельно. Оценка и контроль - исключительно компетенция педагогов. При такой ситуации у учеников нет мотивов к выполнению этих действий ("зачем проверять диктант, если его будет проверять и оценивать учитель").
В результате мы имеем выпускника школы, не способного самостоятельно ориентироваться даже в не сложных ситуациях, так как он не получает в процессе обучения и воспитания так называемых методологических знаний и умений.
В методологии как учении о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности, в данном случае - познавательной, придерживаются следующей схемы уровней.
Первый, основополагающий уровень - философская методология, содержание которой составляют общие принципы познания, мировоззренческие основы мышления, философская картина мира. Сюда же можно отнести рефлексию, в широком смысле включающую в себя процесс самопознания, самоосмысления. На данном уровне в процессе всей познавательной деятельности происходит естественное, образовательное самоопределение: кто я? Откуда я? Знаю ли я, что я - Дух, духовное существо? Куда иду? К познанию самого себя, знанию своей сущности.
"В духовном восхождении человек поднимается над всеми оковами рабства, становится абсолютно свободным. Для этого необходимо держать свой ум открытым, и можно самому увидеть свои способности, узнать самого себя".
Не в этом ли значение образования, осознанное автором как движение к первосмыслам, как самореализация в природе и обществе, в науке и культуре? Его цели - понять себя, свои особенности, особенности окружающего мира, овладеть различными способами деятельности, методами осознанного самоопределения.
Уровень развития рефлексивного сознания ребенка должен стать интегральным критерием эффективности процесса обучения и воспитания, а оценка собственных изменений ("чем я был" и "чем я стал") - важным условием саморазвития.
В дальнейшем специально организованная рефлексия становится важнейшим условием интроспекции учащихся, а также мотивом обращения к уникальному методу духовного самосовершенствования посредством естественного спонтанного процесса Самореализации.
Самореализация - живой процесс, который осуществляется путем пробуждения в человеке его собственной энергии Кундалини и установления на тонком уровне связи человека со Всепроникающей энергией Божественной Любви. Этот метод сформулировала в 1970 г. госпожа Нирмала Шривастава. Способ позитивного преобразования (Сахаджа Йога) позволяет сегодня формировать духовно-нравственную личность.
Следующий уровень - конкретная методология, т.е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной конкретной дисциплине. На этом уровне организация учебного содержания должна определяться системным подходом, в основе которого рассмотрение объектов окружающего мира как систем (мир - система систем, человек - система систем). Процесс познания - не что иное, как исследование целостности объекта, выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую картину. Таким образом, происходит формирование целостного мировосприятия (мир един, целостен), а учащийся выступает в роли исследователя окружающего мира и человека в нем. На этом этапе формируются методологические знания и умения учиться: владение способами познавательной деятельности, умение организовать свою учебную деятельность, самоконтроль, самооценка, саморегуляция. Важно, чтобы учащийся, наряду с педагогом, овладел "инструментом" (критериями) контроля и оценки своих действий. Осознание ребенком значимости своего труда усиливает и обогащает в нем мотивационное отношение к учебной и творческой деятельности. Заметим, что традиционная школа так и не реализует принцип "начиться учиться".
И наконец, третий уровень - методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих выбор средств и способов, необходимых для осознания учащимися многообразия подходов к одним и тем же проблемам. Это способствует преодолению догматического мышления, позволяет взглянуть на мир с разных сторон.
Все уровни методологии образуют сложную систему, которая функционирует не в форме жесткой системы норм, а в качестве системы предпосылок и ориентиров познавательной деятельности, направленной на саморазвитие, самопознание личности и предполагает применение новой технологии обучения.
Литература:
1. Валявский А.С. Как понять ребенка. - СПб., 1998.
2. Шривастава Н. Метасовременная эпоха. - М., 1998.
3. Юдин Э.Т. Системный подход и принципы деятельности. - М., 1978.
4. Баликоева Т.Х. Методические рекомендации по проведению вводного курса в средней общеобразовательной школе. - Новосибирск, 1994.