ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ










Влияние учения Сахаджа Йога на оздоровление организма человека.











Возможность применения Сахаджа Йоги для социальной стабилизации и развития общества.











Формирование здоровой семьи и общества на основе системы Сахаджа Йога.











Данные статистического исследования и его результаты у лиц, практикующих Сахаджа Йогу в России.











Сахаджа Йога как фактор гармонизации интересов личности.











Практика Сахаджа Йоги для саморегуляции человеческой личности.











Феномен человека в современных представлениях











Сахаджа Йога как фактор духовной организации личности











Сахаджа Йога и духовные ценности










Йога

Сахаджа йога — осязаемый опыт, который может привести к прорыву в человеческом понимании мира.








Шри Матаджи Шривастава
Шри Матаджи Шривастава — основательница Метанауки.



на первую страницу


Медико - биологич. исследования



Практическое здраво-
охранение



Психология и социология



История и философия



Культура и образование



Экология



Разное




Сахаджа Йога как фактор духовной организации личности.



Лысакова Т.Н. - педагог-социолог, Институт социологии РАН, Москва, Россия.

В социологии принято фиксировать положение людей в структуре общества по их принадлежности к общественным классам, сословиям, кастам и т.п. общественным образованиям или по полу, возрасту, образованию, профессии, национальности, семейному положению, месту жительства, состоянию здоровья и т.д. При этом сфера идеального (собственно человеческого) остается часто вне внимания социологов.

Российские ученые Ю.Н. Козырев и Г.Л. Воронин предприняли попытку изучения метасоциальной (духовной) структуры российского общества, распределяющей людей по состоянию их нравственного сознания. Под духовностью они понимали детерминирующее основание деятельности, поведения и поступков людей. Были отобраны 29 крылатых выражений, в которых закреплён духовный опыт человечества. Среди них были библейские заповеди: ветхозаветные ("Око за око, зуб за зуб", "Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего"), новозаветные ("Кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую", "Возлюби ближнего твоего, как самого себя", "Любите врагов ваших"); выражения из "Морального кодекса строителя коммунизма" ("Человек человеку друг, товарищ и брат"), русские пословицы ("Худо тому, кто добра не делает никому", "Велика святорусская земля, а правде нигде места нет") и др.

В Нижнем Новгороде было проведено исследование, в котором опрашиваемым (1430 человек) было предложено оценить по девятибалльной шкале (от "безусловно несогласен" (1) до "безусловно согласен" (9) меру своего согласия с этими крылатыми выражениями.

В результате метасоциальное (духовное) пространство российского общества оказалось возможным представить как поле, разбитое на 4 квадранта двумя парами противоположных полюсов: терпимость (толерантность) - агрессивность (характер социального взаимодействия) и сотрудничество - соперничество (характер мироотношения). И в соответствии с этими полюсами можно выделить 4 основных типа духовной организации личности: 1) консенсиалистский (направленность на терпимость и сотрудничество); 2) агрессивно-альтруистический (направленность на агрессивность и сотрудничество); 3) толерантно-эгоистический (направленность на терпимость и соперничество); 4) диссенсиалистский (направленность на агрессивность и соперничество). К какому типу тяготеют различные социальные группы нашего общества, показано на схеме 1.

Схема 1. Метасоциальное пространство.

 

1 - предприниматели; 2 - лица с самыми высокими доходами; 3 - лица с высокими доходами; 4 - лица, окончившие ПТУ со средним общим образованием; 5 - безработные; 6 - лица в возрасте от 30 до 34 лет; 7 - рабочие средней квалификации; 8 - лица с неполным средним образованием; 9 - рабочие высокой квалификации; 10 - лица в возрасте от 25 до 29 лет; 11 - рабочие низкой квалификации; 12 - лица с достаточно высоким доходом; 13 - верующие; 14 - мужчины; 15 - лица с незаконченным высшим образованием; 16 - лица в возрасте от 40 до 44 лет; 21 - лица с доходом несколько выше среднего; 22 - лица со средним специальным образованием; 23 - лица с доходом несколько ниже среднего; 24 - студенты; 25 - служащие без специального образования; 26 - лица с малым доходом; 27 - неверующие; 28 - лица в возрасте от 50 до 59 лет; 29 - лица в возрасте до 20 лет; 30 - лица в возрасте от 20 до 24 лет; 31 - женщины; 32 - лица с крайне малым доходом; 33 - лица в возрасте от 35 до 39 лет; 34 - дипломированные специалисты; 35 - лица со средним доходом; 36 - домохозяйки; 37 - не определили свое отношение к вере; 38 - лица с высшим образованием; 39 - лица в возрасте 60 лет и старше; 40 - неработающие пенсионеры; 41 - школьники, учащиеся ПТУ, ССУЗов; 42 - военнослужащие; 43 - руководители, управляющие; 44 - лица с поствысшим образованием; 45 - сахаджа йоги. (Группы исследуемых пронумерованы в порядке увеличения параметра "сотрудничество").

На этой схеме наглядно представлен тот факт, что сахаджа йоги имеют самые высокие показатели по таким параметрам как "терпимость" и "сотрудничество" - эта группа респондентов характеризуется ярко выраженной консенсиалистской направленностью. 

Аналогичное исследование, респондентами в котором являлись сахаджа йоги, проделано в г. Тольятти (514 человек). В результате выявлено, что сахаджа йоги, проживающие в этом городе, отличаются большей направленностью на терпимость и сотрудничество, чем другие рассмотренные социальные категории, в том числе по сравнению с нижегородцами, назвавшими себя православными, верующими и глубоко верующими. Причем, если рассмотреть по средним ответам меру согласия этих категорий лиц с выражениями, взятыми из Библии, мы увидим, что сахаджа йоги больше, чем верующие, глубоко верующие и православные согласны с заповедями и выражениями из Нового Завета ("Возлюби ближнего твоего, как самого себя", "Любите врагов ваших", "Кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую", "Просите - и дано будет вам, ищите - и найдете, стучите - и отворят вам") и меньше них согласны с ветхозаветными заповедями ("Око за око, зуб за зуб", "Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего") (Табл. 1). Анализ ответов сахаджа йогов позволяет сделать вывод, что их моральные нормы не противоречат христианскому учению.

Таблица 1. Отношение к выражениям из Библии (средний балл).

Библейские высказывания

Весь 
массив
Верующие Глубоко 
верующие
Атеисты Православные Сахаджа 
йоги
Око за око, зуб за зуб. 4,19 4,31 3,83 4,49 4,16 1,77
Кто ударит тебя в правую щеку, 
обрати к нему и другую.
2,54 2,80 3,62 2,29 2,72 4,57
Возлюби ближнего твоего 
как самого себя.
6,68 7,0 6,47 6,25 6,90 8,19
Люби ближнего твоего и 
ненавидь врага твоего.
6,06 6,05 5,86 6,09 5,99 2,12
Любите врагов ваших. 3,01 3,19 3,69 2,78 3,15 7,68
Просите и дано будет вам... 6,09 6,47 6,62 5,66 6,34 8,26

Анализ данных по сахаджа йогам показал, что среди них меньше других в сторону консенсиализма продвинуты медитирующие только 1 раз в неделю и менее, а также посещающие коллективные программы по Сахаджа Йоге 1 раз в месяц и менее. Таким образом, занятия Сахаджа Йогой влияют на духовную организацию личности, способствуют развитию в человеке направленности на терпимость и сотрудничество.

Было проведено исследование по оценке качеств сахаджа йогов другими людьми. В качестве респондентов выступали люди, работающие в учреждениях, где проходят программы по Сахаджа Йоге (от директора учреждения до вахтёров и гардеробщиков), которые сами не занимаются Сахаджа Йогой, но ответили, что имеют возможность регулярно наблюдать за сахаджа йогами и имеют о них свое мнение. Был опрошен 31 человек в 8 различных учреждениях Тольятти. Анкета состояла из 16 пар противоположных характеристик: добрые - злые; скупые - щедрые; легко раздражаются - уравновешенные и т.д. Респондентам предлагалось оценить по 5-балльной шкале, какими, по их мнению, являются сахаджа йоги: добрыми (2) или злыми (-2), скорее добрыми (1) или скорее злыми (-1), наполовину добрыми, а наполовину злыми (0). К среднему баллу мы относили также ответы типа: "Среди них всякие есть, думаю, что примерно поровну". Результаты представлены в табл. 2

Таблица 2. Оценка личностных качеств сахаджа йогов другими людьми.
Личностные качества да
 (-2)
скорее 
да (-1)
з/о (0) скорее 
да (1)
да 
(2)
Личностные качества
Злые 0 0 3,2 19,4 77,4 Добрые
Скупые 0 0 16,1 9,7 48,4 Щедрые
Агрессивные 0 0 0 9,7 83,9 Терпимые
Легко раздражаются 0 0 3,2 3,2 81,7 Уравновешенные
"Себе на уме" 9,7 16,1 9,7 16,1 32,3 Открытые
Заботятся только о себе 0 3,2 0 9,7 58,1 Заботятся о других
Любят только себя 0 6,5 6,5 9,7 64,5 Любят всех
Обидчивые 0 0 3,2 16,1 64,5 Умеют прощать
Ленивые 0 3,2 6,5 22,6 51,6 Трудолюбивые
Негативно влияют 
на окружающих
0 0 9,7 9,7 67,7 Положительно влияют 
на окружающих
Дисгармоничные 0 0 3,2 9,7 64,5 Гармоничные
Направлены на разрушение 0 0 0 12,9 83,9 Направлены на созидание
Бездарные 0 0 32,3 16,1 32,3 Одаренные
Замкнутые 0 3,2 0 9,7 87,1 Общительные
Бездуховные 6,5 3,2 9,7 16,1 61,3 Духовно богатые
В них присутствует фанатизм 22,6 19,4 0 3,2 38,7 Фанатизм отсутствует

Все средние значения оказались положительными, т.е. в среднем респонденты дали положительную оценку сахаджа йогам по всем 16-ти парам качеств. Таким образом, профиль личности сахаджа йогов по оценке респондентов выглядит следующим образом (в порядке убывания, см. Схему 2): опрошенные считают их терпимыми (средний балл 1,90), уравновешенными (1,90), направленными на созидание (1,87), общительными (1,81), гармоничными (1,79), добрыми (1,74), заботящимися о других людях (1,73), умеющими прощать (1,73), положительно влияющими на окружающих людей (1,67), способными любить всех (1,52), трудолюбивыми (1,46), щедрыми (1,43), духовно богатыми (1,27), одаренными (1,00), открытыми (0,54), Самый большой процент среди негативных оценок был в последней паре: "в них присутствует фанатизм - фанатизм отсутствует" (средний балл 0,19), но часть респондентов прокомментировали свою оценку: "Раз они веруют, значит все фанатики", "Я не могу так сильно верить, как они" и т.п., - поэтому можно сделать вывод, что часть респондентов, выбравших отрицательные ответы в этой паре, имели в виду веру, а не фанатизм сахаджа йогов. Некоторые уточняли, что "это фанатизм в хорошем смысле слова" и говорили об увлеченности сахаджа йогов. Были также респонденты, выбирающие как отрицательные, так и положительные ответы в этой паре, комментирующие, что сахаджа йогам не свойственен религиозный экстремизм, как представителям некоторых сект и конфессий ("агрессивной навязчивости не было", "фанатики в своей вере, но на других людей они не давят"). При дальнейших исследованиях в этом направлении следует использовать дополнительные вопросы для уточнения ответов респондентов.

Схема 2. Профиль личности сахаджа йогов по оценке лиц, которые не практикуют Сахаджа Йогу.

 

Очевидно, что полученные результаты подтверждают выводы предыдущего исследования о влиянии занятий Сахаджа Йогой на духовную организацию личности.



наверх




Информационная поддержка сайта: Антипин Дмитрий, e-mail: adv@dio.ru
© Copyright 2001–2004 Шри Матаджи Нирмала Деви, Сахаджа Йога. Все права защищены. Проект "Чистое знание"


Developed with Treastal